История

 ОМСКИЙ ПОРТ – ГЛАВНЫЕ РЕЧНЫЕ ВОРОТА  ИРТЫШСКОГО  БАССЕЙНА

 

              Омский речной порт расположен на пересечении транссибирской железнодорожной магистрали с одной из наиболее крупных судоходных рек Сибири - рекой Иртыш.

Флот Омского порта обслуживает водными перевозками индустриальный центр Сибири - город Омск, Омскую область и другие районы, тяготеющие к Обь - Иртышскому бассейну, осуществляя перевозки таких важнейших грузов как уголь для северных районов Омской области, щебень и песок для строительных организаций.

Первое упоминание о пристани на реке Омь относится к 1834 году. С этой даты, зафиксированной официальной летописью области, и начинается история Омской пристани, будущего мощного Омского речного порта.

Из газеты “Степной край” № 97 от 12 мая 1904 года мы узнаем, что общий грузооборот пристани за 1903 год составил 7,1 млн. пудов или 113,6 тыс. тонн.

С развитием судоходства на Иртыше стало развиваться хозяйство Омской пристани. Вплоть до 1930 года оно состояло всего из нескольких складов, причальных мостков и двух деревянных дебаркадеров, оставшихся от Акционерного общества Западно - Сибирского пароходства.

В этот период пристань имела три грузовых участка. Первый располагался у места слияния Оми с Иртышом. Он просуществовал до 1958 года и на его месте впоследствии был выстроен Речной вокзал.

Второй участок находился ниже устья Оми и имел один причал.

Третий участок - Кировский (ныне Левобережный комплекс), располагал одним причалом и стоечной баржей.

Носилки, тачки, лом и горбуша - вот и вся механизация погрузочно-разгрузочных работ.

С 1928 по 1934 годы на Омскую пристань прибыли первые три электрокара грузоподъемностью по 1,5 тонны, на Кировском участке было смонтировано устройство “Бромсберг” с наклонными рельсами, по которым с помощью тросов перемещались тележки с грузом от судна на грузовую площадку.

С 1934 по 1937 годы на всех трех грузовых участках пристани были установлены стационарные пластинчатые транспортеры. В те же годы для механизации выгрузки зерна из барж насыпью и погрузки его в вагоны построен механизированный комплекс “Мехамбар”.

В 1937 году на Кировском участке вступил в строй специальный причал для погрузки угля в суда, оборудованный передвижными ленточными транспортерами.

В навигацию 1940 года уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ возрос в сравнении с 1931 годом в 10 раз и составил 46,4 %.

 

Особенно интенсивно Омская пристань развивается после Великой Отечественной войны. В 1948 году пристань преобразуется в порт первого разряда, оснащенный кранами отечественного производства типа “Бурлак” и РМЗ, что значительно увеличило пропускную способность порта.

В 1955 году в порту работало 22 паровых крана, что позволило увеличить объем переработки грузов в сравнении с 1950 годом в 5,5 раза. 

В 1958 году порт, на основании достигнутых показателей, переводится в категорию внеразрядных.

К этому времени на его грузовых участках работают 12 портальных кранов общей грузоподъемностью 65 тонн. Здесь впервые в бассейне смонтирован кран-деррик грузоподъемностью 100 тонн.                                                             Для десятилетия с 1959 по 1969 годы характерно интенсивное развитие материально-технической базы порта, что связано с освоением севера Тюменской области, открытием уникальных нефтяных и газовых месторождений. В 1963 году полностью завершается строительство первой очереди Ленинского грузового района (ныне Правобережный комплекс) с вертикальной стенкой протяженностью 425 метров. Подходит к концу реконструкция Кировского грузового района с полуоткосной стенкой протяженностью 560 метров.

В течение последующих лет порт постоянно пополнялся перегрузочной и специальной техникой, флотом. Построены современные причальные сооружения, инженерные сети, крытые склады и навесы для хранения грузов, открытые площадки с твердым покрытием, производственные и административные здания, получила развитие сеть подъездных  и маневровых железнодорожных путей, создана ремонтная база.

В сентябре 1964 года здание Речного вокзала распахнуло свои двери перед пассажирами. Выстроенное в комплексе с гостиницей и рестораном “Маяк”, выполненное в современном стиле с широким применением стекла и металла, здание Речного вокзала стало истинным украшением Омска. Оно вмещал 500 пассажиров, к услугам которых ресторан, кассовый зал с предварительными и текущими кассами, зал ожидания, комната матери и ребенка. Здесь же были размещены кассы по продаже авиабилетов.

Значительно изменился пассажирский флот. На смену отработавшим долгие годы речным “трамвайчикам” - теплоходам “Москвич” - пришли современные пассажирские теплоходы “Москва”

Техническое перевооружение порта позволило увеличить грузооборот, создало благоприятные условия для дальнейшего совершенствования организации труда и повышения культуры производства. Были созданы укрупненные комплексные бригады. Благодаря освоению каждым рабочим нескольких специальностей появилась возможность взаимозаменяемости их на перегрузочных механизмах. Навсегда исчезло понятие “грузчик”, его место занял докер-механизатор - высококвалифицированный специалист, владеющий современной сложной техникой и знающий технологию погрузочно-разгрузочных работ.

При переходе России на рыночные отношения Омский порт акционировался отдельно от Иртышского пароходства, в состав которого он входил как структурная единица.

20.01.1994 года постановлением главы администрации Ленинского района города Омска было зарегистрировано акционерное общество открытого типа “Омский речной порт”.

 

 

В настоящее время ОАО "Омский речной порт" -  технически оснащенное и высокомеханизированное транспортное предприятие, которое является необходимой и неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры города Омска и Омской области. Приоритетными направлениями деятельности Омского порта являются:

- оказание услуг по перевозке грузов и пассажиров внутренним водным транспортом Общества;

- выполнение погрузочно-разгрузочных работ;

- добыча строительного песка;

 

На балансе порта находятся:

  - свыше 100 единиц флота - пассажирского,  буксирного,  несамоходного,   служебно-вспомогательного, разъездного, специального и стоечного;                                                                                                          

            - механизированные  грузовые причалы, на которых работают портальные краны;                                                                                 

            -  складские площадки,  навесы и крытые складские помещения;

            - землесосы и гидроперегружатели для гидромеханизированной добычи и выгрузки песка;

- плавучие краны для переработки  грузов в любой отдаленной точке Обь-Иртышского бассейна;

  • грузозахватные устройства для переработки различных грузов.
  • Омский порт обслуживают 2 станции: «Карбышево-1» и «Омск-Пассажирский», откуда грузы поступают железнодорожным транспортом  в порт на перевалку.

           В системе Обь - Иртышского бассейна Омский порт по праву является ведущим эксплуатационным предприятием.                                               

                                         

Начиная с 1960 года в порту ведется строительство благоустроенного жилья собственными силами. Построено более 50 тыс.кв. м жилья. За последние 5 лет построено и сдано в эксплуатацию более 15 тыс.кв.м жилой площади.

Интересны страницы истории порта, которые рассказывают о биении творческой мысли коллектива, о трудовом энтузиазме, который наравне с развитием материально-технической базы порта привел к созданию современного предприятия, оснащенного мощной техникой, вооруженного передовой технологией. Наш рассказ о людях порта, чьими усилиями создавался и рос Омский речной порт - главные речные ворота бассейна.

Начальником Омской пристани в 1931 году был назначен Василий Семенович Мамаев - бывший лоцман. С 1933 по 1934 год начальником пристани работал Иван Степанович Шулин, а затем до января 1941 года - Михаил Ерофеевич Семеняк, техник - судоводитель по образованию, ранее работавший на судах.

На их плечи легла трудная задача- восстановление флота после гражданской войны 1917- 1920 г.г., наращивание грузооборота, развитие Омской пристани.

Основная категория работающих в то время были грузчики - до 600-650 человек в навигационный период. Долгие годы ими руководили опытные бригадиры: Е.Т. Гужва, Я.В. Ивашкин, М.С. Братченко, М.И. Тырков.

Чтобы успешно справляться с растущим грузооборотом необходимо было научиться по - новому руководить этим процессом. Первым специалистом и первым диспетчером пристани был назначен Анатолий Яковлевич Заев, способный организатор, много сил отдавший улучшению работы пристани. В 30-е годы стала активно внедряться механизация погрузочно-разгрузочных работ, в 1936 году в поту появились первые 13 человек механизаторов.

С  началом Великой Отечественной войны десятки портовиков ушли на фронт, в том числе и начальник Омской пристани А.И.Быков.

На широкой российской равнине, в степях Украины, в лесах Белоруссии остались 22 могилы труженников Омской пристани: М.Н.Тырков, В.И.Малахов, И.И.Бородин... и многие другие.

В годы войны на смену ушедшим на фронт мужьям пришли на Омскую пристань женщины- жены, сестры, дочери портовиков.

Они трудились грузчиками, механизаторами, матросами. Это Бастрикова Е.К., Семенова Е.Д., Малахова Ф.С., Ефимова Т.А.. Под руководством Веры Леонидовны Каргаполовой был сформирован женский экипаж, и Вера Леонидовна стала первой в бассейне женщиной-капитаном.  Впоследствии В.Л. Каргаполова стала начальником Речного вокзала, кавалером ордена Трудового Красного Знамени.

Постановление Совета Министров СССР от 01.09.1947 г. “ О мерах по восстановлению и дальнейшему развитию речного транспорта” открывает новую страницу в жизни Порта. Послевоенные пятилетки - это создание практически нового порта с мощными грузовыми районами, с современной перегрузочной техникой и флотом. Резко возросли объемы переработки грузов, увеличилась численность рабочих кадров, повысилась их квалификация, обогатились опыт и знания инженерно-технических работников.

Родина высоко оценила вклад портовиков и в освоении целинных земель, и в освоении богатств Тюменского Севера, начавшиеся в середине 60-х годов.

Орденом Ленина награждено 18 портовиков. Среди них Василюк В.Н. -бригадир    комплексной бригады докеров, Фирстов П.И. - крановщик. 

Орденом “Знак Почета” награждено 12 портовиков. Это Зайцев А.М.- начальник порта в 1975-1980 г.г., Булычев В.М.- зам .начальника порта в 80-е годы, Полев А.И.- капитан пассажирского теплохода “Москва - 97” , Гутов В.А. - начальник порта в 1980-1994 г.г. , Коршунова М.П. – сварщица.  Орденом  Трудового  Красного  Знамени награждено 12 человек.  Среди них - Зинченко Ю.Д.- бригадир бригады докеров-механизаторов, Кубрин А.В. - крановщик плавучего крана, Чертков С.А.- электромеханик гидроперегружателя и другие.

Медалью «300 лет Российскому флоту» награждено более 200 человек.

Другими орденами и медалями награждены еще 39 портовиков.

В канун 150-летия со дня основания Омского речного порта коллектив порта  награжден Орденом Трудового Красного Знамени.                                                                                                                                                                                

С тех пор прошло более 30 лет, но славные традиции, рожденные ветеранами, продолжает нынешнее поколение.

Гидрокомплексы  Омского порта  работают на добыче строительного песка  на месторождениях на р. Иртыш.

Сегодня идет навигация 2018 года. Теплоходы порта осуществляют перевозки песка собственной добычи и транзитных грузов по рекам Сибирского региона. Выполнены рейсы в населенные пункты Омской области, Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского округов Тюменской области. Производится добыча песка и поставка его потребителям в г. Омске, Омской области и других городах и регионах. 

В перспективе ОАО «Омский речной порт» на 2018-2020 годы предусматривается развитие производства, сохранение объемов переработки и перевозки грузов, перевозки пассажиров.

Коллектив порта с честью справляется с поставленными целями и задачами, продолжает жить и развиваться, сохраняя традиции и дух портовиков.